Главная>О компании>Полезная информация> История тротуарной плитки

История возникновения тротуарной плитки

американские пехотинцы шагают по ВенлоИстория тротуарной плитки неразрывно связана с историей строительства вообще и с появлением бетона в частности. Первый бетон, точнее, бетонный пол толщиной 25см был обнаружен археологами в Югославии в одной из местных хижин на берегу Дуная. Находка, представляющая собой смесь из красноватой извести и мелкого гравия, относится приблизительно к 5600-му году до н.э.

Первый искусственный камень появился намного позже, прошел не один век, когда люди окончательно перестали ждать милостей от природы. Изобретение тротуарной плитки стало скорее вынужденной мерой, чем творческим порывом – развивалась торговля, строились города и дороги, природных материалов не хватало, приходилось волей-неволей что-то придумывать.

Но настоящая тротуарная плитка появилась в Европе лишь в начале XIX века. «Авторами проекта» были голландцы. Ввиду дефицита и дороговизны натуральных камней амстердамские умельцы придумали технологию и занялись производством бетонной тротуарной плитки маленького размера, которых хватило, чтобы проложить вполне приличную торговую дорогу от Амстердама до Гарлема (пригород нидерландской столицы, расположенный в 20 км). Дорога понравилась, и вскоре эта технология стала пользовать хорошим спросом по всей стране, а затем и в соседних государствах.

Несколько лет спустя голландской технологией заинтересовались американцы, падкие до всего нового. В начале XX века тротуарную плитку завезли и в Российскую империю. Однако новым стройматериалом успели вымостить всего несколько площадей и московских улиц. Грянула революция, за ней гражданская война, России стало не до благоустройства – дорожники полностью перешли на асфальт, а то и щебенку. Тротуарную плитку благополучно забыли вплоть до 90-х годов.

Новые экономические условия позволили возродить промышленное производство искусственного камня, объемы потребления стали расти, ее заказывали не только крупные застройщики, но и частники, с удовольствием раскупавшие тротуарную плитку для обустройства садовых дорожек и загородных усадеб.

Однако качество покрытия оставляло желать лучшего, т.к. в погоне за прибылью многие предприниматели пренебрегали соблюдением технологического цикла и не учитывали наши климатические условия. В итоге вымощенные дорожки после первой же зимы приходили в негодность, плитка трескалась, разваливалась на куски. Разочарованные подрядчики вернулись к привычному для России асфальту. Но серость к тому времени успела надоесть, точно так же, как надоели асфальтовые испарения в жару и осенние лужи на тротуарах.

Рынок заставил производителей искать решения, выбирать хорошее сырье, изучать опыт западных предприятий, перенимать современные технологии. Так появилась новая тротуарная плитка, морозостойкая, устойчивая к истиранию и выгоранию.

Производство пошло в гору, но искушенный потребитель уже не хотел довольствоваться обычным дорожками – требовалось что-то более эстетичное. И тогда в цементно-бетонную смесь изготовители стали добавлять красящие пигменты. Появление цветной плитки разных форм стало настоящим прорывом, ей заинтересовались ландшафтные дизайнеры и архитекторы.

Сегодня тротуарную плитку можно увидеть в каждом российском городе, и есть все основания полагать, что она в скором времени окончательно вытеснит устаревшие асфальтовые тротуары.